Московские граффити. Фестиваль «Лучший город Земли» (2013)

Лучший город Земли

В этой статье пойдет речь об основных граффити фестиваля «Лучший город Земли», проходившего в Москве в 2013 году. Программа включала в себя не только граффити.
Начнём с тех, кому мы обязаны таким масштабным фестивалем. Прежде всего, это московский мэр Сергей Собянин. Москва – такой город, что размещать рисунки на торцах домов, да еще в Центральном округе, без одобрения мэра просто немыслимо. В конце 2012 года Собянин впервые высказался о привлечении уличных художников к оформлению города. Это заявление вызвало разноречивые комментарии и прогнозы граффити-сообщества. Действительность, однако, превзошла самые смелые ожидания.
Безусловно, фестиваль не был бы проведен без человека, стоящего во главе Департамента культуры правительства Москвы – Сергея Капкова. Именно после встречи в Департаменте культуры с мэром Собяниным было принято решение украсить город. И сразу, как ориентир, появилась круглая цифра -150 объектов.
Еще два человека, без которых ничего бы не получилось. Иван Пантелеев, генеральный директор «Новатек АРТ», компании-организатора фестиваля «Лучший город Земли». Сабина Чагина, владелец магазина и галереи StreetKit, куратор художественной части фестиваля.
«Новатек АРТ» курировал 52 объекта, StreetKit – 38. Еще на 60 объектов были перенесены проверенные временем иллюстрации из детских книг.
Вот три будки, расписанные по эскизам Ивана Билибина.


А еще были взяты иллюстрации Эрика Булатова и Олега Васильева, Сергея Алимова, Федора Лемкуля, Николая Радлова, Юрия Васнецова. Эти будки обязательно располагались вблизи детских площадок.

 
 
 

Половину будок расписывали граффити-художники с баллончиками. Сабина Чагина сперва боялась поручать им это дело, полагая, что они вообще все не умеют рисовать, но потом была удивлена качеством исполнения. Другую половину расписывали студенты «Строгановки» (Художественно-промышленной академии имени Строганова), рисовавшие, как они привыкли, кистью.
Перейдем к авторским работам, начав с произведений «малых форм» — будок, которые меньше освещались в прессе. Впрочем, об одном объекте писали много. На сайте «Лучший город земли» была организована так называемая «граффити – помощь». Жители могли обратиться по интернету с просьбой расписать объект, приложив его снимок. Такую заявку оставила девушка Полина, жительница Южного Бутова. Через три дня расписывать будку на Бартеневской улице приехала уже известная нам команда ZWS Crew. Группу даже показали по телевизору, указав, как изменилась Москва. Вот раньше эти уличные художники рисовали на заборах и поездах и бегали от милиции, а теперь легально расписывают будку по просьбе жителей. Рисунок получился хорошим, хотя его упорно критиковали специалисты в морском деле, ведь не могут два парусника плыть навстречу друг другу на одном ветре. Закончив работу, группа поехала дальше ставить теги на заборах и поездах.

 

Всего ZWS Crew оформило две будки в рамках «Лучший город земли». Авторы работы в Бутово – Александр Jem и Катя Rafi, в Бибирево рисовал Сергей Scol. Это чуть ли не единственное граффити на фестивале с социальным подтекстом: гепард преследует косулю, но на его шкуре пятнами изображены мелкие значки крупных мировых брендов, надпись «People prey», что по версии автора значит «Люди — добыча».

 

Еще одна работа группы была создана во время праздника 7 сентября 2013 года около метро «Текстильщики», который назывался «Битва двух столиц». Все граффити мероприятия были нарисованы на специально установленных для этого щитах. Эта картинка нарисована совместно двумя девушками — Rafi из команды ZWS и Mary. Она, кстати, и победила в «Битве».

Отметим двух интересных художников:
Василий Grino, рисунки на улице Советской Армии.

 

КОМА, «Первые шаги в сказку», Саратовская улица.

Продолжим знакомство с объектами фестиваля «Лучший город земли».
Петр Petro из Жуковского, Туристская улица. «Я очень люблю работать с формой и цветом, когда я увидел объект, на котором мне предстоит работать, то изображение проявилось в голове само собой и я его материализовал».
Petro рисует уже более 13 лет, считается великолепным мастером шрифтов и одним из первых, кто поставил на поток коммерческие заказы.

Дмитрий Eloom, 10-й проезд Марьиной Рощи. «Эта работа характеризует цели, источники вдохновения и фантазии, с которыми я живу. Все это проходит трансформацию через этот темный тоннель в трансформаторной будке и на выходе вы уже видите парад, материализовавшийся в итоговое настроение и действия, которые сопутствуют мне по жизни.»

 
 

Костя Zmogk (Константин Данилов), улица Советской Армии.

 

Костя —долгожитель российского граффити-сообщества, один из самых уважаемых отечественных райтеров. Вот отрывок из его интервью.
«-Отношения с милицией, местными жителями, «хозяевами» стенок. Часто ли возникают конфликтные ситуации?
-Ну а какие отношение могут быть с милицией? Гоняли, ловили, сажали в «обезьянник», «пугали», штрафы выписывали, как-то и с ноги получил. С местными всегда по-разному, у меня весьма специфичный стиль и подавляющее большинство не понимает, что нарисовано. В роботах чаще всего видят агрессию и демонов (было и такое), в шрифтах почему-то самолеты. До местных мне не было никогда никакого дела, что там говорят, что кричат, могут высказывать любое свое мнение, главное, чтоб руки не распускали. Открытый человек воспримет правильно, твердолобый – будет недоволен, его проблемы. Про «хозяев» стенок начал задумываться, только в последние годы. Обычно все мирно и дружелюбно.
-Что думаешь о разных направлениях граффити — поезда, стены, холсты? Насколько я знаю, твоего опыта вполне достаточно, чтобы их сравнивать.
-Первое уже давно в прошлом, но те ощущения, которые тогда испытал, я никогда не забуду. В нелегальном рисовании, будь то стриты или поезда, есть свой кайф. Стены и холсты – это то, что мне сейчас интересно и чем я занимаюсь. Я никогда не сравнивал эти направления, подобное сравнение, всегда представлялось мне странным и ненужным занятием. Граффити многогранно. Везде есть плюсы и минусы, везде есть что-то, что по душе тому или иному человеку».
Для самого Кости стрит-арт начался в 1998 году с перерисовывания обложек альбомов хип-хоп исполнителей.
«Затем были фестивали «Красочный город», роспись кинотеатра «Эльбрус», потом прошла акция от Nescafe в Крылатском. Вслед за этим, года через три, пришли и коммерческие заказы. Сначала были маленькие магазинчики, потом офисы компаний покрупнее, а сейчас заказывают вообще все, даже госструктуры и банки».
Еще несколько работ фестиваля.
Студентка МАРХИ Даша Зайцева, улица Льва Толстого

Женя Баринова, Лесная улица

Наталья Серкова, 1-я Вольская улица

Юлия Ефимова, улица Лациса

Саша Takloo, улица Достоевского

Yeka Haski, Туристская улица.

Андрей Рябчиков. Китайские мотивы у помойки. Двор на Тверской улице, 8.

Роман Remo из Серпухова, улица Народного Ополчения

Илья Slak, Туристская улица.

Nelio(Франция) иLuka(Россия), улица Космодемьянских

Erosie(Нидерланды), Изюмская улица

Роман Kreemos, 1-я Вольская улица

Алексей Крюков, «Война и мир», улица Дмитрия Ульянова

Миша Ганнушкин, Шмитовский проезд

Sy, Шереметьевская улица

Shark, улица Маршала Тухачевского.

С будками, пожалуй всё.
Хотим предложить вам два маршрута, позволяющих пешком осмотреть сразу несколько.
Первый маршрут (7 объектов). Выйти из метро «Достоевская». Сначала осмотреть работы Таклу (Достоевского 1/30), и Акуе, на стене в 4-й Самотечный, 9. Потом идти по улице Советской Армии, Змогк (дом 7 с1), Грино (дом 17 с 1). Рядом с Грино – пример будки «Сказки». Перейти третье кольцо, осмотреть еще два объекта: Сай (Шереметьевская, 10а), и Элум (10-й проезд Мар Рощи, дом 6 кор 1 с 1).
Второй маршрут (6 объектов). Выйти из метро «Планерная» и направиться к будке с рисунком Билибина (Планерная, 14, стр. 2). Потом посетить работу Юлии Ефимовой (Лациса 21 к 4) и еще одну билибинскую будку (Героев панфиловцев, 17, корп. 4, стр. 1). Закончить осмотр работами Хаски (Туристская 16/3/1), Слек (Туристская 16/4/1), Петро (Туристская 25/2/1).
В рамках фестиваля был создан ряд работ в арт-кластере «Сахарт».

 
 

Перейдем к представлению больших работ. Первым объектом граффити–программы фестиваля «Лучший город земли» стала стена на Трубной улице, площадью около 180 кв. м. На её роспись был организован открытый конкурс, который выиграл художник Алексей Медной. Создание граффити «Цирк» началось в ночь с 18 на 19 мая, во время акции «Ночь в музее». По иронии, первое граффити фестиваля тут же завандалили, надпись «За цирк без животных» вовсе не авторская.

Вот что говорил автор: «На моей работе вы видите животных, которые вырвались на свободу из цирка-шапито. Картина рассказывает о свободе движения, мыслей, проявлении себя, ты сам себе вожак».
По мотивам стихов Лермонтова. Автор эскиза – Илья Рудерман, специалист в области проектирования шрифта и графический дизайнер. Исполнением занималась команда Zuk Сlub. Новокузнецкая улица.

По мотивам стихов Тютчева. Эскиз — Александр Васин, художник Илья Дружинин, Волгоградский проспект.

Алексей Kio, Университетский проспект

Алексей Luka, Троицкая улица

Escif (Испания), Звонарский переулок

Nootk (Владимир Гупалов), Гиляровского улица.

 

Художники из Омска ReMarik & Alex214 (Марат Абишев и Алекс Мелентьев), Сретенка улица.

Андрей Рябчиков рисовал на территории косметического объединения «Свобода» на Вятской улице. На одной стене появился рекламный лист товарищества высшей парфюмерии «А.Ралле и Ко», а на другой — упаковка «Детское мыло » 1940-х годов. К сожалению, наблюдать их можно только из-за забора.

Известная многим группа 310 (Степан Краснов, Дмитрий Левочкин и Андрей Целуйко) поработала на Мытной улице. Картина «Апаков и вагоновожатые» украсила стену трамвайного депо. Их лидер Fet (Степан Краснов):«Работа выполнена в стиле поп-арт. Здесь изображен революционер и работник трамвайного депо начала ХХ века Петр Апаков. Женщины рядом с ним — это, условно, вагоновожатые, ведь теперь это женская профессия. Я сам выбирал цвета, композицию, но эскиз был согласован с городом».

В Большом Харитоньевском переулке появилась большая картина команды Zuk Club по эскизу народного художника России Салавата Щербакова. Вот что о ней говорил сам Салават в интервью: «На торце здания изображена городская жизнь, город и люди. Выбрали эту тему для воссоздания исторического облика именно той части города, в которой находится здание. На создание эскиза потребовалась неделя».

Немного странно выбирать восточные мотивы и современный антураж для воссоздания исторического облика именно того места, которое неразрывно связано со строками Пушкина из «Евгения Онегина». Очень скоро любители граффити раскопали источник вдохновения народного художника. Оказалось, что основой «для воссоздания исторического облика» Харитоньевского переулка стал знаменитый рынок Махане Иегуда в Иерусалиме, а точнее – находящееся в Иерусалиме граффити консорциума французских художников из Лиона. Все же плагиатом считать работу Салавата нельзя, ведь она немного доработана, убран еврейский колорит, а добавлен среднеазиатский.
В Астраханском переулке появилось граффити «Момент вдохновения», его авторы Aber & Morik. Марат Данильян (Morik) родился в Новосибирске в 1982 году. Он получил два высших образования в Новосибирском государственном университете: экономическое и филологическое — изучал английский и японский языки. У него нет высшего художественного образования, но это не помешало ему стать одним из наиболее заметных российских граффити-художников последних лет.
Андрей Бергер (Aber) родился в 1986 году в Барнауле, по образованию — дизайнер архитектурной среды. В 2010 по ряду обстоятельств временно переехал в Новосибирск. Примерно в это же время у Марата появился заказ на роспись гостиницы, который они решили выполнить вместе. С того момента они работают вместе практически над всеми творческими и коммерческими проектами, а также основали собственное граффити-агентство.
Вот что говорит Aber об этой картине:«Здесь изображена девочка, которая прогуливается с собакой. Она попала под дождь, потом дождь закончился. Вдруг настал тот волшебный момент, когда ее постигло вдохновение и мир вокруг стал поэтичным, прекрасным и нереальным. При подготовке эскиза мы хотели сделать что-то доброе. Это, наверное, самый позитивный рисунок в нашей истории».

Москва украсилась работами двух украинских художников,
входящих в известную группу Interesni kazki.
«Машина времени», работа Аека (Aec).
«Парящий и пресмыкающийся разум», работа Вавана (Waone).

Владимир Манжос (Waone) родился в 1981 году, Алексей Бордусов (Аес) в 1980. Они познакомились в конце 1990-х в школе граффити в Киеве. Художников часто приглашают за границу расписывать фасады и участвовать в персональных и групповых выставках. Они уже побывали в США, Мексике, Испании, Италии, Португалии, Нидерландах.
Рустам Салемгараев, работающий под пседвонимом Qbic, родился в 1985 году, живет и работает в Казани. На Беговой – его картина «Неторопливое путешествие».

Анатолий Akue:«Эта работа называется «Высший взгляд», все синие объекты напоминают волны в океанах, из них складывается слово Wisdom, а очки вплетаются в рисунок и задают направление взгляда. Он устремлен вверх — туда, где пролетает маленькая птица, означающая высший смысл свободы. Дым, огонь — самый яркий элемент рисунка, он символизирует то, что порой из целой картины мы выбираем только самый интригующий момент. Так и в нашей жизни, когда мы считаем какое-то событие критически важным, мы перестаем видеть всю картину».

Город обязал местные власти представить адреса домов для росписи. Среди выделенных было довольно много высотных зданий. Сабина Чагина захотела сделать специальный проект по ним и стала рассылать фото поверхностей художникам. Но почти все отказывались:«Мы не хотим на такой вытянутой колбасе рисовать, там ничего не впишешь». К тому же мало кто хотел рисовать на такой высоте, это просто страшно. Тем не менее, Adno, Wais, 3ttman, Sixe согласились.
Андрей Adno родился в 1986 году, учился на отделении графического дизайна в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого. В 2008-м году, окончив обучение, основал дизайн-студию Art Family Group. Занимается иллюстрацией, разработкой фирменных стилей, программных интерфейсов, при этом он не перестает рисовать на стенах. Последние два года живет с семьей в Москве. Влияние на его работы оказали старая школа графического дизайна, советский плакат и другое наследие социалистического прошлого. Любимые художники Андрея — Густав Климт, Альфонс Муха и Николай Рерих. Кстати, Андрей размечал 12-этажный фасад днем и без проектора!

Работа испанского художника Sixe (Сержио Хидальго). Из интервью Сабины Чагиной: «Сиксе обошел весь дом, его везде кормили, где-то он ел рыбу, где-то чуть ли не красную икру, его поили чаем, дали даже с собой огурцы малосольные. …. Он рисовал по «граффити-помощи». Почему они, собственно, его кормили и поили, потому что они написали, что мы хотим, и мы как-то сразу отозвались и, вроде, все довольны, все счастливы». Это одна из самых больших работ фестиваля «Лучший город земли», около 600 кв.м.

Паша Weis, два 16-этажных здания на Лукинской улице.


«Растущие вместе», Тритман (3ttman), Испания. Ореховый бульвар.

Пабло Арумбат (Pablo Harumbat) родился в Буэнос-Айресе в 1977 году. В 1998 году он увлекся граффити, а с 2006 начал рисовать под псевдонимом Gualicho (по-испански — околдованный, завороженный). Аргентинец изображает миры, созданные из переплетений частей животных, растений и различных механизмов, ретро-футуристические города и странных персонажей. Его работа называется «Медитация». Чтобы разобраться в ней, надо прочитать авторское пояснение. «Эта работа о мире, который находится внутри наших собственных тел. Внутри нас живет огромная вселенная, и она выражает себя через противоположности, как солнце и луна, маленькая частица и огромная галактика. Шесть органов чувств (глаза, рот, уши, разум, кожа и нос) также принадлежат этой вселенной, и служат нам средствами ее познания, словно астролябия. Покрывает вселенную большое море, оно принимает сильнейшие вибрации нашего тела, а возможно, что это море — эссенция, связывающая эти вибрации воедино. В самом низу лежит пустыня, эта пустыня олицетворяет собой наше телесное начало, где нет места духовности. Оттуда растет и тянется вверх рука человеческого страдания, но это страдание не напрасно для нас, в нем — наша сила, это вода, орошающая душу каждого».

Агостино Якурчи (Agostino Iacurci) родился в 1986 году в итальянской коммуне Фоджа, живет и работает между Римом и Нюрнбергом. С 2008 года художник рисует на фасадах крупнейших городов Европы, он участник выставок и фестивалей Японии, Кореи, Тайваня и США. Для школы в Алжире Агостино сделал рисунок на стене длиной более 300 метров, он часто оформляет фасады административных зданий, среди которых также Академия искусств в Риме, Университет в Безансоне и римская тюрьма Реббибиа. Персонажи Якурчи – жители больших городов, которых он изображает в жизнерадостной и ироничной манере.

Узнаваемый рисунок Дмитрия Aske с его характерной разбивкой на плоскости размещен на торце дома в Орликовом переулке. Дмитрий, также известный как Sicksystems, — разносторонний художник и основатель ведущего российского сайта о граффити и уличном искусстве — CODE RED. Он выставляет работы в галереях и не любит показывать свое лицо. Дмитрий называет свои работы на стенах монументальной графикой. Граффити, по его мнению, это лишь написание собственного псевдонима, которое очень ограничивает творчество. О своей работе, названной «Ключ», он говорит так:«Девушка, держащая в руках ключ, символизирует решение задач или проблем. Вода, в которую погружена героиня, может трактоваться как рутина».

Художники из команды Zuk Club(лидер Сергей Овсейкин) нарисовали на торцах пятиэтажек три портрета художников начала ХХ века. Это основатели модернистских течений (конструктивизм и абстракционизм) в искусстве — В.Е. Татлин, А.М. Родченко и В.В. Кандинский. Портреты выполнены в стиле 20-х годов прошлого века.

Интересно, что эта работа была задумана авторами давно, сначала там фигурировали Ван Гог, Дали и Уорхол. Иван Пантелеев, генеральный директор «Новатек АРТ», показал этот эскиз Паше 183, а тот заметил, что хорошо бы вместо чужих символов продвигать свои. Для фестиваля «Лучший город земли» работа была изменена и содержала четыре портрета (включая Малевича). Но предполагаемый для реализации замысла дом на Неманской улице отпал, и в итоге работа была выполнена на трех домах на улице Фонвизина. В начале 2014 года два дома были снесены, сейчас остался лишь Кандинский. Так что спешите видеть.

Португальский художник Вилс (Vhils), настоящее имя которого Александр Фарто (Alexandre Farto), получил всемирную известность благодаря необычной технике. Его девиз «Создавать, разрушая». На стене дома на Саввинской набережной благодаря ему появился портрет немецкого писателя Германа Гессе. Это даже не граффити, а особый вид искусства, когда портрет выбивается по штукатурке отбойным молотком, дрелью и зубилом.

Не верьте СМИ, которые пишут, что портрет создан только что. Он находился на доме с 2009 года, но всё это время был закрыт защитной строительной сеткой. Несколько месяцев потратил генеральный директор «Новатек АРТ» Иван Пантелеев на его согласование и легализацию.

Как бы вы назвали такую картину?

Но если знать, что автор Nelio приехал из Франции, то сомнений нет – конечно, «1789».
Сабина Чагина, из интервью порталу CODE RED.«Интересная история была как раз с Нелио, когда вышла женщина, жительница дома, и трехэтажным матом стала орать на меня, кто я такая, что делаю и вообще. Объясняю, что у нас программа Департамента. «Мне насрать на ваш Департамент! У нас лампочки в подъезде не меняют, ремонт мы делаем на свои деньги, и какого хрена вы вообще тут делаете?» Нелио хотели забрать в милицию — приезжала милиция несколько раз. Такие добродушные и милые, говорят: «Ребят, слушайте, ну если она третий раз позвонит, мы точно будем вынуждены вас забрать. Может быть, вам все-таки сегодня уехать? Завтра приедете спокойненько?» В итоге, оказалось, действительно, что управляющая компания не занимается домом, то есть они берут деньги, квартплату, видимо, но ничего не делают, даже лампочки не меняют. И нас жители попросили свести их и компанию, их и Управу, потому что они никак не могут достучаться до Управы. Мы все это сделали, буквально телефонными звонками соединили их всех, они были очень счастливы, каждый высказался».

Предлагаем пеший маршрут, включающий восемь фасадов «Лучший город земли» и два больших граффити. Следует выйти из метро «Цветной бульвар», пойти в сторону Садового кольца. Первая большая работа – Троицкая, 6. Потом пойти по Цветному, завернуть в Большой Сухаревский, рисунок на доме 19. Выйти на Сретенку и пойти к Бульварному кольцу. В начале 2013 года по заказу бренда Ahmad Tea группа Zuk Club воплотила в жизнь необычный для Москвы рекламный проект (Сретенка, 7).

Сретенка, 5 – работа фестиваля. Вернуться по улице назад, пойти по Пушкареву переулку. Дом 22 – граффити команды 310, 2010 год.

Выйти по переулку на пересечение с Трубной улицей, граффити Медного на доме 15 по Трубной. Пройти по Цветному бульвару и Неглинной улице, в Звонарском переулке (он слева) осмотреть дома 1 и 5. Пройти вперед по Неглинной, рисунок на доме 11, на пересечении с Кузнецким мостом. Исполнитель – команда Zuk Club. Обратите внимание, как политкорректно показана радуга. Вроде и есть, а внимание не привлекает.
И наконец, работа Kobra (Бразилия) на доме 16 по Большой Дмитровке – несравненная Плисецкая.

Год 2013, вероятно, войдет в историю как «год великого перелома» в уличном искусстве Москвы. От количества и разнообразия новых работ просто захватывает дух. При всех достоинствах фотографий работы фестиваля надо смотреть живьем.

Оригинал статьи смотрите тут:
http://www.otzyv.ru/read.php?id=171317
О проекте «Лучший город земли»:
http://lgz-moscow.ru/menu/graffiti
Еще о монуметальной графике:
http://gorod.afisha.ru/

Поддержите наш сайт! Спасибо!

Интересные статьи:

Подпишись на новостную рассылку и читай новости первым!